Здравствуйте гость!

+375 33 699–40–53
+375 29 699–40–53

Время работы: круглосуточно без перерывов и выходных

Светофильтры. Разновидности и назначение.

Светофильтры и насадки на объективы

Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие состав света, проходящего через них. Кроме этого в разряд фильтров принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся, по существу, фильтрами в полном значении этого понятия - например диффузионные насадки мягкого фокуса, называемые софт-фильтрами (soft-filter), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые фильтры, призматические насадки, дифракционные насадки, насадочные линзы для макросъемки) и так далее.

Из всей массы светофильтров и оптических насадок на объектив лишь небольшая часть имеет узкоспециальное назначение. Многие фильтры вполне применимы в самых разнообразных видах съемки, а остальные - можно применять не только по прямому назначению, но и для создания большого спектра особых эффектов в творческой фотографии.

Для изготовления светофильтров в основном применяются те же материалы, что и для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы.

Светофильтры, применяемые в фотосъёмке, имеют в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму.

Для установки на объектив прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя специальный держатель, в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа держателя с фильтрами на разных объективах, а также - специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее.

Круглые светофильтры (как стеклянные, так и пластмассовые) укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив . Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм. Однако и при наличии в комплекте объективов с разным диаметром резьбы под светофильтры, покупать несколько наборов светофильтров не стоит - это достаточно разорительно. Для таких случаев есть выход куда лучше - резьбовые адаптерные кольца "повышающего" и "понижающего" типа. Первые позволяют установить светофильтр с большим, чем на объективе, диаметром резьбы, а вторые - светофильтр меньшего диаметра. Практическое значение имеют в первую очередь "повышающие" кольца. Светофильтр большего диаметра, чем нужно для применения на данном объективе, может вызывать неудобство лишь одного рода - невозможность использования "родной" бленды (независимо от способа её крепления на объективе). К примеру, имея объективы с размером резьбы под светофильтры 52 мм и 62 мм, удобно собирать набор фильтров и насадок с резьбой 62 мм, а на объективах с 52-й резьбой устанавливать фильтры и насадки через переходное кольцо 62-52 мм.

Применение "понижающего" кольца может привести к гораздо менее приятным последствиям - виньетированию краевых лучей света (особенно косых) и, как следствие - затемнению углов кадра. Поэтому, применяя светофильтры с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, стоит тщательно проверить на отсутствие виньетирования при полностью открытой и полностью закрытой диафрагмах, особенно на краях диапазона зумирования (для зум-объективов).

Большое значение имеет такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе "стекло - воздух" составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV, имеющего две поверхности "стекло - воздух", коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на плёнку или матрицу, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света.

Разновидности светофильтров

 

Ультрафиолетовые светофильтры

UV фильтр - один из самых распространенных и часто применяемых. Основная функция ультрафиолетового фильтра - не пропускать к плёнке или матрице невидимое глазом ультрафиолетовое излучение (с длиной волны короче 370-390 нм). Безусловно, далеко не всё излучение ультрафиолетовой части солнечного света доходит до поверхности Земли. Самое коротковолновое ультрафиолетовое излучение (длина волны 290-300нм и короче), называемое "жестким ультрафиолетом", практически полностью задерживается окружающим Землю слоем озона, а мягкое ультрафиолетовое излучение, имеющие длину волны 300-400нм, задерживается в разной степени атмосферной дымкой, плотность которой (а следовательно - и способность поглощать ультрафиолет) сильно зависит и от места съемки, и от погоды, и от времени суток.

Обычно ультрафиолетовый светофильтр практически бесцветен, кратность его равна 1 (то есть он, отфильтровывая ультрафиолетовое излучение, не задерживает лучи света, участвующие в образовании полезного изображения).

Ультрафиолетовый светофильтр служит также для защиты объектива от повреждений и загрязнений. Он фактически не изменяет ни спектрального состава, за исключением UV- спектра, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Одно из назначений UV фильтра - защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды - например пыли, капель влаги, а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива.

О МНОГОСЛОЙНОМ ПРОСВЕТЛЕНИИ:  

почему фильтры с маркировкой МС или MRC дороже и лучше?
Большое значение такой параметр светофильтра, как коэффициент пропускания света. У непросветленного фильтра коэффициент отражения света на границе «стекло — воздух» составляет около 5%, для обычного светофильтра типа UV, имеющего две поверхности «стекло — воздух», коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света все-таки попадает на матрицу, но уже в рассеянном от многократного переотражения между обеими поверхностями фильтра виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях. Это особенно заметно при съемке контрастных сюжетов, не говоря уже о съемках против света.
Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1—2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0,5—0,2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр — 97—99%.
Многослойным просветлением обладают в настоящее время большинство высококачественных светофильтров, оно представляет собой последовательность чередующихся слоев (их число достигает 15 и более) из двух (или более) материалов с различными показателями преломления. Многослойные просветляющие покрытия характеризуются низкими потерями на отражение. Основное преимущество многослойного просветления применительно к фотографической и наблюдательной оптике - незначительная зависимость отражательной способности от длины волны в пределах видимого спектра. Маркировка, свидетельствующая о многослойном просветлении, обычно обозначается буквами МС.

Маркировка MRC обозначает наличие дополнительного наружного гидрофобного (водоотталкивающего) слоя, благодаря которому, капли воды скатываются с поверхности фильтра, не оставляя влажных следов.

Поляризационные фильтры

Распространение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания волны света не ограничены одной плоскостью, как в случае с поверхностью воды, а происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распостранения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами.

Наиболее очевидное применение поляризатора - это устранение (или, по крайней мере - уменьшение интенсивности) бликов, образующихся на блестящих неметаллических поверхностях, например - стеклянных витринах и окнах, окрашенных или покрытых пластиком поверхностях, водной глади и так далее. Использовать поляризационный светофильтр достаточно просто - ведь производимый им эффект заметен на глаз и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата. При этом единственное, что желательно знать из теории, это тот факт, что степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения (отражения) света. Поэтому для того, чтобы при помощи поляризационного светофильтра полностью ликвидировать нежелательное отражение от блестящей поверхности, есть смысл выбрать направление съёмки таким образом, чтобы отражающая поверхность (блики с которой предполагается убирать) располагалась под оптимальным углом к фотоаппарату.

Выбрав соответствующее направление съёмки, можно также при помощи поляризационного светофильтра сделать голубое небо значительно темнее, не оказывая влияния на воспроизведение остальных деталей пейзажа. Максимальный эффект применения фильтра достигается в том случае, когда солнце находится под углом около 90 градусов к направлению съёмки, а плоскость поляризации фильтра установлена в горизонтальное положение.

Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра.

Поляризационные фильтры бывают двух типов: циркулярный и линейный. В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора.

Поляризационные светофильтры можно применять не только по одному, но и попарно, используя в качестве нейтрального фильтра с изменяемой плотностью. Вращая один фильтр относительно другого, можно изменять светопропускание такой пары в широких пределах - от минимума в 3 - 4 ступени (когда плоскости поляризации обоих фильтров совпадают) до практически непрозрачного состояния, когда плоскости поляризации фильтров перпендикулярны - при этом свет ослабляется более, чем на 12-15 ступеней (4000 - 30000 раз). Применяя такую комбинацию, нужно помнить, что внешний (первый по ходу света) поляризационный фильтр обязательно должен быть линейным, а ближний к камере (в случае автофокусного аппарата) - циркулярным.

Под насадками на объективы следует понимать разнообразные приспособления, которые выполняют различные роли в фотопроцессе. Например, бленда на объективе (бывают разных форм и изготавливаются из разных материалов, таких как пластмасса, металл, резина) выполняет роль «козырька» не допуская боковому свету создавать блики на изображении, макро и удлинительные кольца дают возможность снимать на очень маленьком расстоянии от объектива (1-5 см) либо увеличивать фокусное расстояние объектива в разы, не меняя при этом сам объектив (например, удлинительное кольцо с кратностью 1,4 или 2 увеличивает фокусное расстояние объектива соответственно, но уменьшает пропорционально светосилу объектива).

Нейтральные серые фильтры

(маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. Казалось бы, зачем ослаблять световой поток, когда есть много других способов уменьшить количество света, попадающего в фотокамеру - закрыть побольше диафрагму, или поставить выдержку покороче, тем более что выдержки 1/2000с - 1/4000с уже давно стали нормой даже на любительской аппаратуре, не говоря уже о профессиональных аппаратах, где выдержкой в 1/8000с - 1/12000с уже мало кого можно удивить? Есть даже поговорка, гласящая что "света много не бывает!". Тем не менее, в практике фотографа-профессионала нередко возникают ситуации, когда света все таки много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съёмка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект - "замороженная" короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1/30с, когда вода уже становится похожа на воду, ещё можно добиться закрыванием диафрагмы "до упора" (до f/22 - f/32), однако при этом уже не только падает разрешающая способность объектива, но и исчезает возможность использовать глубину резкости для расстановки "акцентов" в изображении. Ну а выдержек порядка 1 - 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак - даже в лесу утром света уже много для таких снимков. Другой пример применения нейтральных фильтров - съёмка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше "оторвать" его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f/1.4 - f/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз. Также, для специальных целей, выпускаются нейтрально-серые светофильтры и большей кратности, пропускающие лишь незначительную часть светового потока, падающего на них. Используются они для наблюдения и съёмки объектов, имеющих очень большую яркость (например - поверхности Солнца), а также - для съёмки со сверхдлинными выдержками (от десятков секунд до десятков минут) для получения эффекта "безлюдности", когда на снимке остаются только неподвижные объекты.

Нейтральные серые фильтры переменной плотности ND2 - ND400

Инновационный нейтрально-серый светофильтр с переменной плотностью. Данные фильтры позволяют плавно регулировать оптическую плотность от ND2 до ND400, тем самым заменяя одним фильтром целый набор нейтральных серых фильтров.
Сочетают в себе возможности нескольких обычных ND-фильтров, так как позволяют ослаблять световой поток в 2, 4, 8 и так далее раз - до 400.
Такой эффект обусловлен строением фильтра. Фильтр состоит из двух линейных поляризационных фильтров, которые вращаются в одной плоскости друг относительно друга. По мере вращения изображение постепенно темнеет до полного исчезновения.
В практике фотографа нередко возникают ситуации, когда света слишком много, и лишь применение светофильтра ND2 - ND400 позволяет добиться желаемого изобразительного эффекта, практически не достижимого с помощью обычных нейтральных серых фильтров. Фильтр сокращает количество поступающего к матрице света. Это дает возможность шире открывать диафрагму и использовать более широкий диапазон выдержек. Незаменимы такие фильтры при пейзажной съемке – морского прибоя, водопадов, горных рек и других сцен, где необходимо подчеркнуть длительность момента при этом не переэкспонировать хорошо освещенные области кадра.
Светофильтр ND2 - ND400 имеет уникальную конструкцию, благодаря которой может изменять свою плотность в диапазоне от ND2 до ND400. Достаточно выбрать композицию, и навести резкость при наиболее «ярком» положении фильтра, а затем, просто поворачивая внешнее кольцо оправы, установить необходимый уровень плотности – и Вы сможете с легкостью решить самые сложные творческие задачи.
Материал - оптическое стекло. Не рекомендуется использование на максимальной плотности, особенно с объективами с фокусным расстоянием менее 24мм и более 200мм .

Градиентные серые фильтры

Не секрет, что небо на фотографиях пейзажей часто получается блеклым, пересвеченым, белесым или неестественно бледно-голубым. Это происходит от того, что яркость неба обычно превышает яркость окружающего ландшафта на несколько единиц экспозиции. Данный фильтр служит для исправления этой особенности при съемке пейзажей - с его помощью можно при съемке затемнить верхнюю часть будущего снимка и получить проработанное, яркое, насыщенное небо с объемными и прорисованными облаками. Наружная рамка фильтра вращается (по типу поляризационного фильтра), благодаря чему можно затемнить именно нужную часть снимка под любым углом.

Градиентные цветные фильтры

Градиентные цветные фильтры используются для создания специфических эффектов и изменения цвета, части изображения, напротив которой располагается фильтр. Используя фильтры в различных комбинациях можно создавать цвета эффекта, получающегося в результате наложения разных цветов. Устанавливая фильтры друг напротив друга в различных вариациях, так же можно получить дополнительные эффекты. Например, расположив фильтр синий в верхней части кадра,  Вы можете усилить цвет неба, в то время как желтый фильтр в нижней части добавит желтизны опавшей листве.

Насадочная линза для макросъемки (макролинза)

Специальная положительная линза, вкручивающаяся в резьбу объектива или во внешнюю кромку оправы установленного на объективе светофильтра, предназначена для фотосъемки с расстояний, меньших, чем предусмотрено инструкцией для штатного объектива.

При съемке обычным объективом мы не можем приблизиться к объекту ближе, чем это определено техническим характеристиками объектива. Макролинза позволяет вести полноценную макросъемку без приобретения дорогостоящего объектива и позволяет снять объект в несколько раз крупнее (определяется кратностью фильтра: +2, +3, +4, +8, +10 - то есть во столько раз уменьшается минимальная дистанция фокусировки объектива), получить крупный план, а также сделать фотографию деталей, которые было бы совершенно невозможно снять обычным объективом.
Работа автофокуса и диафрагмы при использовании макролинзы сохраняется.

Star фильтр (лучевой фильтр)

Позволяют создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Размер и яркость лучей звезды зависят от источника света – его размера, формы и яркости. На линзу этого светофильтра с помощью лазерной технологии нанесены тончайшие линии, от числа направлений которых зависит число лучей звезды. Линии в одном направлении создают двухлучевую звезду, есть фильтры, создающие 4-, 6-, 8-, 12-лучевые звезды и больше.

Фильтры мягкого фокуса

Эффект "мягкого фокуса в фотосьемке достигается наиболее популярным методом получения смягченного изображения: использованием специальных оптических насадок на обычный съемочный объектив, называемых"фильтрами мягкого фокуса". Такие насадки, будучи установленными перед объективом, видоизменяют исходное изображение - несколько уменьшают общий контраст снимка и значительно снижают его микроконтраст. При этом изображение становится одновременно и резким, и слегка размытым (в отличие от изображения, даваемого расфокусированным объективом). Особенно красивый и приятный эффект в результате применения софт-фильтров получается в тех случаях, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении применение смягчающих насадок может в отдельных случаях даже привести к неприятным эффектам - "размыливанию" и "ватности" изображения. Поэтому максимально эффективное применение смягчающих фильтров всегда требует проб и экспериментов.

Система цветных фильтров Cokin P имеет множество преимуществ:

  • Прямоугольные градиентные фильтры, в отличие от круглых, позволяют поднимать и опускать линию градиента, чтобы согласовывать ее с контрастным переходом на конкретном снимке. Система крепления позволяет, вставив фильтр в специальное гнездо в держателе, вращать его для достижения нужного эффекта.
  • Система крепления построена по принципу «one size fits all» . Если фотограф работает с несколькими объективами, у которых разные диаметры резьбы под светофильтр, эта система – то, что нужно. Система Cokin P (для зеркальных камер) рассчитана на использование с объективами диаметром от 48 до 82 мм, перекрывает практически все возможные варианты (исключая широкоугольные объективы с фокусным меньше 28 мм)
  • Cистему просто установить и легко хранить в специальных чехлах. Сначала накручиваете на свой объектив кольцо-адаптер, на котором защелкиваете рамку для фильтров, потом вставляете фильтр в держатель.

Просмотров: 1531

Дата: Понедельник, 28 Марта 2016